среда, 29 апреля 2009 г.

Minna no Nihongo

Окончив изучение каны, я столкнулась с проблемой выбора пособия для систематического изучения японского языка. Слишком велико их разнообразие (я рассматривала учебники и на русском, и на английском языках) и, разумеется, нет единого мнения о том, какой же из них лучше всех. После довольно продолжительных раздумий я остановила свой выбор на учебнике Minna no Nihongo. Обосную:
  1. Это вполне современный учебник (предисловие датировано 1998-м годом), интересный и высокоэффективный. То есть с первых же уроков уже можно начать говорить что-то, и не сухой академической речью, а вполне живой и повседневной.
  2. Помимо основного учебника (на японском) и перевода с грамматическим комментарием (на русском, английском и некоторых других языках), существует большое количество вспомогательных материалов: аудио, видео, дополнительные упражнения, дополнительные материалы для чтения, учебник кандзи и даже софт. В общем, мало не покажется, но зато и скучно не будет (см. Minna no Nihongo I в разрезе)
  3. Курс Minna no Nihongo включает в себя последовательное и весьма дозированное обучение кандзи, для чего есть отдельное пособие. Я не сторонница метода "зазубри в лоб пару тысяч кандзи, прежде чем начнёшь изучать японский", так что ожидаю, что этот постепенный подход мне будет интересен.
  4. Поддержка интернет-сообщества. Существует множество интернет-ресурсов, которые помогают в изучении японского по этому учебнику (например, предоставляют готовые списки слов к каждому уроку с озвучкой). Также это пособие хорошо известно на форумах по изучению японского языка. Один из наиболее приемлемых русскоязычных ресурсов - японский язык онлайн (тут этот учебник постепенно набирают вручную и выкладывают, не без опечаток).
  5. Мне понравилось, что в основном учебнике всё написано на японском, то есть нет ромадзи/киридзи, за которые в некоторых других пособиях постоянно цепляется глаз ещё до того, как прочтёшь те же слова на кане/кандзи.
  6. В конце концов, этот учебник - один из самых распространённых, так что можно надеяться, что всё же народные массы не ошибаются.
Недостатки учебника Minna no Nihongo, которые мне известны на данный момент:
  1. Обучает слишком неформальному варианту языка.
  2. Этот учебник - не самоучитель, то есть в основном он предназначен для изучения с преподавателем.
  3. Некоторые вспомогательные материалы я смогла найти только на английском языке (для меня это вообще не проблема, но для кого-то может оказаться препятствием).

Другие пособия, которые я возможно буду использовать:
  1. учебник Нечаевой - я собираюсь быстро прочесть теорию из нескольких первых уроков, не делая упражнений и не уча слова и кандзи; как бы ознакомление с языком.
  2. Japanesepod101 - весёлые и интересные подкасты (начальные курсы - объяснения на английском, продвинутые курсы - объяснения на японском)
  3. Tae Kim's Japanese guide to Japanese grammar - грамматика

5 комментариев:

  1. Здравствуйте Ольга! У Вас просто замечательный блог! Я недавно начала изучать японский язык (знаю Хирагану, Катакану, ну, и где-то слов 20). У меня к Вам вопрос, как Вы относитесь к курсу ЕШКО "Японский для начинающих"?

    ОтветитьУдалить
  2. Поделюсь своими впечатлениями о курсе ЕШКО "Японский для начинающих". Скажу сразу - мне он не понравился. В частности то, что аудиоматериалы озвучены не носителями языка; что в этом курсе не обучают правильному произношению - с соблюдением тонального ударения (на мой взгляд, это необходимо знать каждому, серьёзно занимающемуся этим языком), уже не говоря об отсутсвии упоминания правил ассимиляции и редукции звуков; что японские фразы продублированы киридзи и ромадзи - это лишь замедляет изучение каны/кандзи и может плохо повлиять на произношение (так как глаз может цепляться за знакомые буквы, и невольно будешь произносить их так, как привык); упражнений могло быть и побольше и т.д.

    Несмотря на весь этот негатив, хочу ещё раз отметить, что каждому своё. То есть при определённом сочетании целей учащегося и особенностей его характера, этот курс может оказаться как раз тем, что доктор прописал.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Ольга. Только сегодня наткнулась на ваш сайт, и уже сложилось приятное впечатление. Нашла полезные ссылки и большое количество информации, за что вам огромное спасибо. Читать ваши мнения по поводу того или иного факта в изучении очень познавательно. Из знакомых никто не заинтересован в изучении японского языка, следовательно мне не с кем посоветоваться. У вас же, как у "бывалого" человека, есть опыт и знания, которыми вы не против поделиться. Сама я только новичок (знаю хирагану и пару слов на ней же). Но думаю, что, благодаря вам, мои знания увеличатся быстрее. Ещё раз - большое вам спасибо.

    ОтветитьУдалить
  4. Пожалуйста :) Успехов вам в изучении японского!

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, у меня есть вопрос. Я хочу изучать японский, но я ещё не в зуб ногой, знаю только кану. Я пыталась найти учебник с которго можного было бы начать учить. Все говорят о minna no nihongo, но после того как я погуглила, оказалось что там кроме Minna No Nihongo 1 есть ещё Minna No Nihongo Shokyu и Minna No Nihongo Chukyu, так с чего же всё таки начинать?

    ОтветитьУдалить